Валерий! Ты знаешь сюжет рассказа, познакомился с содержанием
рассказа. Проверь свои знания на примере вопросов по данному рассказу. Значок (+), если тезис ты считаешь правильным,
значок (-), если считаешь неправильным. Обратись к указанным эпизодам. Сделай
самостоятельно выводы.
1. Задания по
содержанию.
1. События происходили осенью
2. Жилин был невелик ростом, да удал
3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил
4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей
5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать
6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа
7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым
человеком
8. Во второй раз Жилин бежал один
9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты
10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск
не поехал
2. Чтобы понять
основную проблему рассказа, обратись к
эпизодам. Они помогут тебе сделать выводы.
А) Чтение эпизода
«Одежда татар» (глава 2)
«Пришёл красный татарин, а с ним другой, поменьше ростом, черноватенький.
Глаза чёрные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо весёлое,
всё смеётся. Одет черноватый ещё лучше: бешмет шёлковый, синий, галунчиком
обшит. Кинжал на поясе большой, серебряный; башмачки красные, сафьянные, тоже
серебром обшиты. А на тоненьких башмачках другие, толстые башмачки. Шапка
высокая, белого барашка».
Комментарии из
толкового словаря Ожегова
БЕШМЕТ У
некоторых народов Кавказа и Средней Азии: верхняя распашная, обычно стёганая,
одежда.
ГАЛУН.
Нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы, ленты на форменной одежде;
сама такая тесьма, лента.
САФЬЯН Тонкая
и мягкая козья или овечья кожа, специально выделанная и окрашенная в яркий
цвет.
Б) Следующий эпизод, над
которым ты будешь работать «Обед»
(глава 3).
Чтение эпизода.
«Горница хорошая, стены глиной гладко вымазаны. В передней
стене пуховики пёстрые уложены, по бокам висят ковры дорогие; на коврах ружья,
пистолеты, шашки – всё в серебре. В одной стене печка маленькая вровень с
полом. Пол земляной, чистый, как ток, и весь передний угол устлан войлоками; на
войлоках ковры, а на коврах пуховые подушки. И на коврах в одних башмаках сидят
татары: чёрный, красный и трое гостей. За спинами у всех пуховые подушки
подложены, а перед ними на круглой дощечке блины просяные, и масло коровье
распущено в часке, и пиво татарское – буза, в кувшинчике. Едят руками, и руки
все в масле.
…Поели
татары блины, пришла татарка в рубахе такой же, как и девка, и в штанах; голова
платком покрыта. Унесла масло, блины, подала лоханку хорошую и кувшин с узким
носком. Стали мыть руки татары, потом сложили руки, секли на коленки, подули во
все стороны и молитвы прочли».
В) Пересказ эпизода
«Похороны» из 4 главы.
«Завернули мёртвого в полотно, без
гроба, вынесли под чинары за деревню, положили на траву. Пришёл мулла,
собрались старики, полотенцами повязали шапки, разулись, сели рядком на пятки
перед мёртвым.
…Потом прочёл мулла молитву, все встали,
подняли мёртвого на руки, понесли. Принесли к яме; яма вырыта не простая, а
подкопана под землю, как подвал. Взяли мёртвого под мышки да под лытки,
перегнули, спустили полегонечку, подсунули сидьмя под землю, заправили ему руки
за живот.
Притащил ногаец камышу зелёного,
заклали камышом яму, живо засыпали землёй, сровняли, а в головы к мертвецу
камень стоймя поставили. Утоптали землю, сели опять рядком перед могилкой.
Долго молчали.
…Роздал рыжий денег старикам,
потом встал, взял плеть, ударил себя три раза по лбу и пошёл домой.»
Г) Попытайся сделать вывод. Для чего в рассказ Л.Н.Толстой
включил эти эпизоды?
Рассмотри схему и
подбери примеры из рассказа по ней.
- Откуда истоки людской вражды?
- Возможно ли взаимопонимание и дружба между людьми разных национальностей?
- Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратись к эпизодам: Жилин и Абдул-Мурат, Жилин и татары, Жилин и Дина.
- Как относился к Жилину его хозяин?
Д) Продолжи работу над
эпизодами рассказа.
Пересказ эпизода «Жилин и горцы» (глава 3)
« Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в
татарской рубахе, и поставил куклу на крышу. Пошли татарки за водой. Хозяйская
дочь Дина увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются.
…Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала.
…Были у Абдула часы русские, сломанные. …Взял, разобрал
ножичком, разложил; опять сладил, отдал. Идут часы.
… Заболел раз татарин, пришли к Жилину… Выздоровел на его
счастье татарин.»
- За что татары уважали Жилина?
- Кто из татар с особой неприязнью относился к пленникам?
Е) Попытайся
сделать выводы из рассмотренных
эпизодов.
Мысли Толстого
- Люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война.
- Деньги не дают людям смотреть друг на друга по-человечески.
- Труд роднит всех людей, помогает преодолеть национальную разобщённость.
- Война и вражда античеловечны.
Ж) Следующий
эпизод «Жилин и Дина». В рассказе дважды дан портрет Дины, увиденной глазами
Жилина. В них много общего. Сравните. Почему автор использует разные
слова?
- «…глаза чёрные, светлые и лицом красивая» (гл.2) «Глазёнки так и блестят, как звёздочки» (гл.6)
- « Как она прыгнет прочь, как коза дикая»(гл.2) «… побежала на гору, как козочка прыгает» (гл.6)
- «…присела на корточки, коленки выше головы торчат» (гл.6)
- «…да ручонки тонкие, как прутики» (гл.6)
Художественные средства помогают передать
авторское отношение.
З) Перейдём
к эпизоду «Побег Жилина» из 6 главы.Пересказ
эпизода
« Вдруг на голову ему глина посыпалась,
глянул кверху – шест длинный в тот край ямы тыкается. … Обрадовался Жилин,
схватил рукой, спустил; шест здоровый. …Ухватился за шест, велел Дине держать и
полез. Раза два он обрывался, - колодка мешала. … Дина его тянет ручонками за
рубаху изо всех сил, сама смеётся.»
Попытася сделать вывод.
И)Материал
урока помог тебе сделать выводы. Какова же главная мысль рассказа?
Домашнее
задание предполагаю на твой выбор.
- Подробные пересказ понравившегося эпизода
- Составление вопросов по рассказу