Страницы

14 февр. 2013 г.

В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

Валерий! Прочитай произведение В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Выполни задания.
1.      Биография   В. П. Астафьева.
                Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился 1 сентября 1924 года в   Красноярском  крае, в селе Овсянка на  берегу Енисея. К самому берегу подступает вековая тайга.
             Мальчику было 7 лет, когда утонула его мать- Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки Екатерины Петровны было окрашено его одинокое сиротское детство. Довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Склонность к сочинительству обнаружилась у него очень рано – в 4-5 лет.
За этот талант бабушка звала его «хлопушкой», что по-сибирски означало врунишка. Школу он заканчивал в Игарке.
Из родных мест ушёл добровольцем  в 1942 году на  фронт, сражался, дважды был ранен, контужен.  Награждён  орденом Красной Звезды, несколькими медалями. После войны вернулся на родину, работал в газете «Чусовой рабочий», где и началась его литературная деятельность. Всего он создал 373 произведения, писал о войне ,о природе, о своих земляках. До самого последнего дня продолжал писать.
            В родной Овсянке он поставил себе дом напротив бабушкиного. В доме горница, небольшой кабинетик, небольшой огород.  Человеку городскому такие условия покажутся некомфортными, но этот маленький домик лишний раз подтверждает, как этот человек был скромен, несмотря на  его известность не только у нас в стране, но и за рубежом.
Его малая родина была самым дорогим для него местом: «Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь- леса, горы, перевалы и главное – вот эта притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты такая смирная, такая сиротливая, что  стоном стонать хочется от любви и жалости к ней».
            К самому берегу подступает вековая тайга.  В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
            Под  стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал  много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.
            В Овсянке сегодня существует мемориальный комплекс В.П.Астафьева. Благодаря его усилиям, в Красноярске создан литературный музей. В Красноярске же В.П. Астафьеву поставлен памятник. Слайд 10.
 
2.Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро».     
         Рассказ автобиографичен, так как основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле. Воспоминания о детстве дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.

3. Словарная работа.
фортуна – судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);
бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;
паромы, перемёты – ловушки для рыб
паромы – спаренные сети,
перемёты - рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)
патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;
обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;
коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;
затесь – зарубки на стволах деревьев;
бурелом – деревья, поваленные бурей;
валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
тягун – подводное течение.

4. Вопросы по содержанию.
1. Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?
2. Почему  Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно?
3. Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?
4. Почему мать так говорит?
5. Каков старинный порядок? 
6. Почему Васютка не стал спорить?
7. Как сначала себя чувствовал Васютка в тайге? Найдите в тексте. Зачитайте.(стр.122)
8. Почему Васютка спокойно шёл по тайге?
9. Почему Васютка разговаривал в тайге вслух?
10. С какой птицей встретился?
11. Что узнали о повадках этой птицы?
12. Какую пользу приносит эта птица?
13. Почему Васютка не стал в неё стрелять?
14. Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами?
15. Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел?
16. Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитайте.
( стр. 124 – «Мальчик стоял неподвижно…»)
17. Что сделал Васютка дальше?
18. О чём говорит поведение мальчика?
19. В какой момент Васютка понял, что заблудился?
20. Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?
21. А потом он увидел истлевшую тушку птицы, муху, попавшую в паутину.
22. О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову?
23. Страшно ли было Васютке? Почему?
24. Чьи слова Васютка  вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за    слова? Объясните их смысл.
25. Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? - Как  мальчик  приготовил себе еду?
26. В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?
27. Что сделал, поев? - О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?
28. Расскажите, как прошла первая ночь Васютки в тайге?
29. Какие черты характера обнаружились в мальчике?
30. На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой?
31. На основании поведения Васютки ответьте на вопрос: «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?»
32. Мы много говорили о поведении мальчика в тайге. Автор неоднократно описывает тайгу. Прочитаем одно из описаний и попробуем определить его роль в произведении. –стр.129 «Тайга, тайга без конца и края».- выразительное чтение.
33. Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море?
34. Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использованы при описании тайги? 35.Какое впечатление производит этот пейзаж на читателей? Почему? Как чувствует себя мальчик в этот момент? Какую роль играет здесь пейзаж?
36.  Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?
 37. Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?
 38. Чем отличалась 3-я ночь?
39. Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных?
40. Расскажите, как Васютка нашёл озеро. 
41.  В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание?
42. Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро?
43. Кому благодарен Васютка за своё спасение?
44. Почему называет реку Енисеюшко?
45. Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?  Только ли радость оттого что спасён?  Докажите  словами  из текста. Как это его характеризует?
46. Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот?
47.Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?
48. Чему можно поучиться у Васютки?
49. Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?
50. Как человек должен относиться к природе?
51. Какие ещё герои, кроме Васютки есть в рассказе?
52. Подумаем, какую роль играют второстепенные герои в рассказе Астафьева? Что узнали о родных Васютки?
53. Как часто мальчик вспоминает своих близких и знакомых, какую роль для него играют эти воспоминания?
54. перечитаем эпизоды его разговора с дедушкой и с отцом. Как раскрываются их характеры в этих воспоминаниях?
стр.140-«Эх, Васюха, Васюха..»
стр.141-«через два дня...»
55. Какими вы представляете характеры этих людей?
4. Подведём итоги.
1. Почему же так назван рассказ?
2. Где же находится это озеро? Зачитайте. С. 45. Обратиться к картам.
3. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?
4. Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?
5. Какой Васютка?