В 2015 году исполняется
500 лет Успенскому собору Тихвинского монастыря - царственному ковчегу Тихвинской Святыни.
Успенский
собор является композиционным ядром архитектурного ансамбля обители.
Храм был построен в домонастырский период истории Тихвина в 1507-1515
гг. и стал первой каменной постройкой на территории Тихвинского посада.
Возведение в далёком провинциальном посаде собора, по облику и размерам
не уступающему столичным храмам конца ХV – начала ХVI вв., было связано с
особо почитаемым образом Тихвинской иконы Божией Матери. Собор был изначально задуман как храм-реликварий, хранящий чудотворную икону Богоматери.
В
1500 г. сгорела третья деревянная церковь Успения – последняя
деревянная церковь погоста. На её месте, как отмечается в «Явлении
Тихвинской иконы Богоматери» ХVI века: «В лето 7015 (1507) повелением
Василия Ивановича поставиша церковь пречистыя на Тихвине на старом месте
кирпичную с камением чюдну вельми и велику и паперти нарядиша».
Освещение храма состоялось в праздник Успения Божией Матери 12 августа 1515 г. архиепископом Великого Новгорода Серапионом.
В
1526 г. «на Тихвину» в сопровождении архиепископа новгородского Макария
приехал Великий князь Василий III. Его приезд был связан с
обстоятельствами личной жизни: не дождавшись после двадцатилетнего брака
наследника, Василий Иоаннович развёлся в 1525 г. с Соломонией Сабуровой
и в январе 1526 г. женился на Елене Глинской. К Тихвинской иконе он
прибыл «помолиться о здравии и о спасении и чтобы Господь Бог даровал
плод чрева».
После
Василия III, паломничество в Успенский собор к Тихвинскому образу
совершил его сын Иван Грозный, который и указал в 1560 г. основать
монастырь.
В течение XVII-XIX вв. собор претерпел изменения, в результате которых его облик менялся.
Паперть
была перестроена, на четырёх наружных фасадах собора в стенных киотах
появились иконы, к западной двери паперти пристроено крыльцо, к собору
были пристроены деревянные приделы, позакомарное покрытие собора было
заменено на четырёхскатную металлическую кровлю, изменена форма глав и
растёсаны древние оконные проёмы, к западным углам собора пристраиваются
ризница с «жилыми покоями» (север) и караулка с кладовой (юг).
Изначально
собор не имел настенной живописи. Росписи храма относятся к разному
времени. Фрески на фасадах были выполнены в 1660-е гг. тихвинскими
мастерами Родионом Сергиевым, Петром Фалилеевым, Андреем Григорьевым и
Мироном Евдокимовым.
Интерьер
храма был расписан с применением листовой позолоты в 1795-1797 гг.
артелью ярославских мастеров под руководством Логгина Шустова.
Первые
сведения об иконостасе датируются августом 1623 г., когда собор также
как и другие каменные здания был повреждён пожаром. Состав иконостаса с
течением времени неоднократно менялся.
В
ХIХ веке в западной галерее слева от входа располагалась в золочёной
раме картина художника Истомина, изображающая перенесение Тихвинской
иконы Павлом I и наследником Александром Павловичем из церкви Рождества
Божией Матери в Успенский собор 9 июня 1798 г.
С
1919 г. Тихвинские монашеские общины были преобразованы в трудовые
артели, а в 1924 г. закрыты. До 1936 г. собор действовал как приходской
храм.
С
1919 г. началась деятельность Комиссии по изъятию церковных ценностей, в
ходе которой были описаны и национализированы предметы, содержащие
драгоценные металлы и камни, в том числе драгоценная риза чудотворной
иконы, изготовленная в 1836 г. После закрытия Успенского собора в 1936
г. его имущество было национализировано и приписано музею. В 1938 г. в
газете «Социалистическая стройка» приводится заметка о передаче образа
Тихвинской Божией Матери в музей.
Боевые
действия за Тихвин в ноябре-декабре 1941 г. оставили свой след в
истории монастырского ансамбля. Во время сражений артиллерийская
стрельба достигала значительной плотности, в результате чего некоторые
здания монастыря были повреждены. Успенский собор не получил серьёзных
повреждений: от попадания снаряда была уничтожена кровля придела Ильи
Пророка.
Во время оккупации фашисты устроили в соборе подобие изолятора и места для экзекуций пленных солдат и мирных жителей.
В
начале декабря 1941 г. из собора были вывезены культурные ценности, в
том числе главная святыня – Тихвинская икона Божией Матери.
Обследование
Успенского собора проходило в период 1959-1969 гг. силами СНРПМ
(Специальные научно-реставрационные производственные мастерские): был
собран материал по истории постройки и видоизменений храма, обследованы
росписи, состояние конструкций, проведены обмерные работы, составлены
чертежи.
С мая 1968 г. на территорию бывшего Богородицкого монастыря
переехал Тихвинский музей (в бывшую Крестовоздвиженскую церковь). В
1970-е гг. все здания монастырского ансамбля – памятника культуры
республиканского значения – были переданы на баланс музея.
В
1970-1980- е гг. специалистами института «Спецпроектреставрация»
проводилось исследования памятника и выполнены масштабные работы по
реставрации фресковой росписи собора: сделаны чертежи, расчистки,
необходимые консервационные работы.
Успенский
собор был музеефицирован, в галереях храма располагались музейные
выставки, в приделе Иоанна Богослова и библиотеке находились
фондохранилища.
В
1995 г. возродилась монастырская община, с 1997 г. начались
богослужения в Успенском соборе, храм использовался совестно монашеской
общиной и музеем. В 2006-2007 гг. из его пристроек выведены
фондохранилища. В ходе масштабных реставрационных работ в 2004 г. была
произведена покраска куполов храма, заполнен иконостас.
В 2015 году отмечается 500-летие Успенского Собора.
Информация подготовлена сотрудниками Тихвинского историко-мемориального и архитектурно-художественного музея
Фото: А. Мельников