Валерий! Выполни тестовые задания.
Прочтите текст и выполните задания
2-14.
1)На фронте была своя война, а в деревне —
своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг.2) Стирали в
кровь плечи, сбивали ноги, надрывали животы.3) Такая это была пахота, что в
конце полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в
ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем. 4)И вот тогда они требовали от Настасьи:
— 5)Читай письмо!
6)Настасья, большая и сильная,
поднималась на локте и хриплым голосом — в который раз! — начинала читать:
—7) «Здравствуй, жена моя
Настасья!..»
8)И бабам чудилось, что в письме
написано: «Здравствуй, жена моя Нюша!» или: «Здравствуй, жена моя Ольга!»9) Это
их мужья здороваются с ними.10) Это их мужья были живы и здоровы. 11)И не
нравился им филичевый табак: «Куришь, куришь — никак не накуришься!»
12)И не повезло с портянками:
снимались по тревоге, забыли сунуть в вещмешок.13) Настасьино письмо грело
серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. 14)И, снова впрягаясь в плуг,
они говорили:
— 15)У них окоп пахнет пашней, а у
нас пашня пахнет окопом.
16)Поздно вечером обязательно кто-то
стучал в окно Настасье:
—17) Отвори!
— 18)Что тебе, соседка?
—19) Дай почитать письмо.
20)Письмо как бы стало общим,
принадлежало всей деревне.
21)Сидя над письмом в кружочке,
высвеченном керосиновой лампой, соседка успевала и поплакать, и посмеяться, и
утешиться, и утешить хозяйку.
—22) Ты не расстраивайся из-за
портянок. 23)К зиме обязательно новые выдадут. 24)Я знаю...
25)И так продолжалось долго.26) Из других
деревень приходили почитать Настасьино письмо.27) А мужа Петра Васильевича уже
не было в живых...
28)Сейчас это письмо лежало на столе
перед бабой Настасьей, словно только что пришло от мужа.29) А раз пришло письмо
— значит, он жив.
30)Только очень далеко от дома. 31)И пишет он,
живой, про обычные житейские вещи: плохой табак и про забытые впопыхах
портянки...
32)Но потом бабе Настасье
показалось, что она держит в руках не свое письмо, а чужое, полученное от
живого мужа соседкой и данное ей на время, для утешения.
33)Она отвела глаза от письма и увидела
ребячьи штемпеля на половицах, но не рассердилась.34) Эти ребятишки вечно
что-то собирают — то лекарственные травы, то колоски. 35)Теперь они ищут
реликвии.
34)А письмо им не подошло, потому что им,
ребятишкам, невдомек, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не писал:
«Умрем, но не отступим!» 35)Ну и слава богу, что не нужно детям это письмо, что
живут они хорошо и не требуется им утешения.36) И теперь не бьют почтальона, и
нет такого положения, чтобы на всю деревню была одна только весточка.
37)Баба Настасья вздохнула. 38)И
аккуратно сложила старое фронтовое письмо по складкам, чтобы получился
треугольник.
39)Потом ей стало душно, и она
заковыляла к двери. 40)Вышла на крыльцо. 41)Было уже совсем темно. 42)В разных
уголках густой мягкой тьмы поблескивали огни деревни.
43)Тут хлопнула калитка, послышались голоса, и
баба Настасья увидела три приближающиеся фигурки: это ребята возвращались за
письмом солдата. 44)Она вздохнула и почувствовала бесконечно родной и знакомый
запах.
45) Он проникал внутрь, разливался
по телу, и с каждым вздохом бессилие старой женщины как бы растворялось, теряло
свою гнетущую тяжесть. 46)Это был запах сырой весенней земли — запах пашни,
похожий на запах окопа.
(по отрывку из рассказа Ю.Яковлева
«Реликвия»)
2.
В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа
на вопрос: «Почему бабы просили у Настасьи прочитать письмо мужа?»
1)На фронте была своя война, а в
деревне — своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг.
2)Это их мужья были живы и здоровы.
3)Настасьино письмо грело серолицых,
осунувшихся подруг, прибавляло им сил.
4)У них окоп пахнет пашней, а у нас
пашня пахнет окопом.
3.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ.
1)Такая это была пахота, что в конце
полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и
падали бабы на землю, как солдаты под огнем.
2)В разных уголках густой мягкой
тьмы поблескивали огни деревни.
3)Это был запах сырой весенней земли
— запах пашни, похожий на запах окопа.
4)А письмо им не подошло, потому что
им, ребятишкам, невдомек, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не
писал: «Умрем, но не отступим!»
4.
Из предложений 39-43 выпишите слово, правописание приставки в котором
определяется правилом: «На конце приставки пишется -З-, если после неё следует
ЗВОНКИЙ согласный».
5.
Из предложений 20-23 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу:
«В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН, если в
них есть приставка, кроме НЕ ».
6.
Замените разговорное слово ВПОПЫХАХ в
предложении 31 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
7.
Замените словосочетание ХРИПЛЫМ ГОЛОСОМ (предложение 6 ), построенное на основе
согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
8.
Выпишите грамматическую основу предложения 5.
9.
Среди предложений 43-46 найдите предложение с обособленным распространённым
определением. Напишите номер этого предложения.
10.В
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.
Настасья,(1) большая и сильная,(2) поднималась
на локте и хриплым голосом — в который раз! — начинала читать:
«Здравствуй,(3) жена моя
Настасья!..»
11.
Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.
12.
В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы
знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между его частями,
связанными сочинительной связью.
Такая это была пахота,(1) что в
конце полосы в глазах становилось темно,(2) и тяжелая кровь начинала звенеть в
ушах, (3)и падали бабы на землю,(4) как солдаты под огнем.