Страницы

5 дек. 2017 г.

10 важных советов, как не завалить итоговое сочинение Если что, пересдать можно в феврале и в мае

Вот уже четвёртый год все выпускники пишут итоговое сочинение, без которого не допускают к сдаче обязательного ЕГЭ по русскому языку. О том, что такое итоговое сочинение и как написать его хорошо — Даниил Ляхович, учитель и репетитор по русскому языку и литературе, автор телеграм-канала о школьной жизни.
Сочинение в 11 классе — обязательный для всех выпускников экзамен и допуск к ЕГЭ по русскому языку. Его ввели четыре года назад. Тогда разработчики заявляли: цель экзамена в том, чтобы привлечь внимание к изучению литературы в школе и проверить уровень знаний выпускников по этому предмету. Экзамен проводится ежегодно в первую среду декабря (в этом году — 6-го). Каждый год в августе на сайт ФИПИ появляются тематические направления, пять штук. В этом году это:
  • верность и измена;
  • смелость и трусость;
  • равнодушие и отзывчивость;
  • цели и средства;
  • человек и общество.
Конкретные темы выпускники узнают в день экзамена, за 10 минут до начала. С прошлого года темы различаются по часовым поясам. Сами темы обычно сформулированы в виде вопроса. Например, у вас могут спросить, к чему приводит равнодушие, всегда ли стоит следовать принципу «цель оправдывает средства» и так далее.

Как оценивают сочинение, за что ставят зачёт/незачёт


Итоговое сочинение оценивается по непривычной для школы системе «зачёт/незачёт». Из-за этого выпускники часто впадают в ступор и не понимают, что от них требуется. На самом деле всё просто. Есть два обязательных требования и пять критериев оценки сочинения. Требования простые и логичные: объём работы и её оригинальность: в сочинении должно быть не меньше 250 слов (а лучше 350), и оно не должно быть списано. Другие критерии касаются:
  • раскрытия темы;
  • аргументации;
  • композиции работы;
  • качества речи;
  • грамотности.
Чтобы получить зачёт, работа должна соответствовать теме, опираться на любые художественные тексты (неважно, русские или зарубежные, современные или классические), быть логичной, грамотной и не написанной в стиле указа президента. А если работа отвечает всем критериям, то за сочинение можно получить дополнительные баллы при поступлении. Правда, такая фишка есть далеко не во всех вузах и не на всех специальностях. О бонусах сочинения в вузе, куда планируете поступать, нужно узнавать отдельно. Например, в МГУ можно получить 3 дополнительных балла, а в Вышке — до 10.

Как правильно готовиться и что читать


К итоговому сочинению, как и любому другому экзамену, лучше готовиться не в последнюю ночь. Аргументация с опорой на литературные произведения — обязательная часть сочинения. Никто, конечно, не требует досконального зания «Войны и мира» или того, какой стороной Раскольников держал топор во время убийства старухи. Не нужно ставить себе цель идеально знать тексты школьной программы или романы Стивена Кинга (хотя и это может сработать в плюс).
Лучше всего на сочинении срабатывают небольшие тексты: они достаточно быстро читаются, легко запоминаются
Смысла и глубины в рассказах Чехова ничуть не меньше, чем в длинной прозе Льва Толстого или Гончарова. Поэтому по каждому из направлений небольшой список текстов — 3-5 (это можно сделать и накануне сочинения, если вы ничего не успели). Оптимально, если это будут рассказы, более-менее известные широкой аудитории. Например, к направлению «Цели и средства» хорошо зайдут «Ионыч» и «Крыжовник» Чехова, «Господин из Сан-Франциско» Бунина, «Матрёнин двор» Солженицына. Следующий шаг — прочесть тексты, если сходу не понимаете, как они соотносятся с выбранным направлением (можно ещё посмотреть лекции Дмитрия Быкова или выпуски программы «Игра в Бисер»).
Ещё один важный аспект подготовки — практика. Тренируйтесь писать тексты в формате итогового сочинения: считайте слова, проверяйте, соответствует ли ваш текст теме (так, если вас спрашивают о том, должен ли человек нести ответственность за свои поступки перед обществом, а вы пишете о прелестях социофобии, — это будет явно не в кассу), оцените, насколько корректны аргументы.
Помните, что «незачёт» можно получить за композицию и качество письменной речи. Поэтому:
  • структурируйте текст (разбивайте его на понятные абзацы, пусть абзацы будут сопоставимыми между собой по размеру. Если видите, что огромный абзац соседствует с ультракоротким, — исправьте);
  • избегайте клише и канцеляризмов, это пригодится и на сочинении в ЕГЭ по русскому (понять, что такое языковые штампы, могут помочь книги Корнея Чуковского «Живой как жизнь» или Норы Галь «Слово живое и мёртвое»).

Что делать прямо на экзамене


1. Сначала — выберите тему. Не стоит впадать в панику при их объявлении. Даже если среди них вы увидите тему в форме цитаты, ничего страшного. Это всего лишь фраза, которую вам нужно растолковать для себя. Выбирайте наиболее понятную вам тему и ту, к которой вы можете подобрать адекватную аргументацию.
2. Продумайте тезисы. Желательно не меньше трёх. Тогда вам будет проще логично выстроить работу и подобрать аргументацию. Например, к теме «Чем опасно равнодушие» можно составить такие тезисы:
  • равнодушный человек становится чёрствым, холодным, неспособным помочь другим;
  • равнодушие провоцирует замкнутость людей, делает их одинокими;
  • равнодушные люди могут закрывать глаза на откровенное зло, срабатывает принцип «моя хата с краю».
3. Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример. Будут ли они из одного произведения или разных, не столь важно. Помните, что писать аргументы одним абзацем — не стоит (просто нельзя). Так они потеряются и убьют структуру текста. И ещё — перед каждым аргументом должен идти тезис, иначе непонятно, зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.
4. Продумайте вступление и заключение. По объёму идеально, если вступление и заключение вместе будут составлять треть сочинения. Во вступлении можете написать о своём понимании темы, о значении входящих в неё слов (если вспомните подходящие цитаты или афоризмы — тоже пишите). В этом плане легче всего написать вступление к темам типа «Как вы понимаете выражение…?». Заключение — подведение итогов, пересмотр уже написанного, ваши выводы. Сформулировать их надо как можно чётче.
5. Следите за объёмом (союзы и частицы тоже считаются). Идеально, если итоговая цифра перевалит за 350. Но даже если будет 250 — не так страшно, а вот за 249 уже будет выставлен «незачёт». То есть даже одного недостающего слова достаточно, чтобы повторить написание сочинения в феврале, а то и в мае (именно тогда сочинение можно переписать, если получили «незачёт»).
6. Не забывайте о структуре текста. Тут хорошо могут помочь вводные конструкции. Конечно, можно написать сочинение и без них, но тогда оно не всегда будет логичным. Использование слов типа «таким образом», «итак», «следовательно» и им подобных облегчит процесс структурирования текста. Логическая структура «тезис — аргумент, тезис — аргумент» ещё никого не подводила.

Что делать точно не надо


1. Писать работу не по теме. Тут можно даже не комментировать, но такое случается.
2. Приводить примеры из малоизвестных текстов. Ассирийская поэзия или современная норвежская драматургия — это круто, но вряд ли кто-то ещё (кроме вас) знает об их существовании. Сюда же относятся примеры из кинофильмов и видеоигр — на сочинении требуют литературные источники.
3. Не считать слова.
4. Приводить примеры из текстов, которые вы плохо знаете. Лучше прочесть по три рассказа Чехова, О. Генри и Сэлинджера и привести примеры оттуда, чем мучиться, вспоминая эпизоды трусости в «Тихом Доне» или милосердия в «Идиоте». Или привести примеры из любимых книг. Так вы хотя бы точно не напутаете имена героев и не переврёте текст произведения.
«Зачёт» на итоговом сочинении — это допуск к ЕГЭ по русскому языку. А вот чтобы учитывать итоги сочинения при поступлении, в вузах сочинения должны перепроверять. Учитель словесности и доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Михаил Павловец как раз перепроверял сочинения в том году и нашёл 6 причин, почему итоговое сочинение на самом деле никому не нужно.

Иллюстрации: iStockphoto (G_B_R_Jo, jossdim)
Источник: https://mel.fm/kak-sdat/6047158-final_essay?utm_source=newsletter05.12&utm_medium=email&utm_campaign=December