Вот уже четвёртый год все выпускники пишут
итоговое сочинение, без которого не допускают к сдаче обязательного
ЕГЭ по русскому языку. О том, что такое итоговое сочинение и как
написать его хорошо — Даниил Ляхович, учитель и репетитор
по русскому языку и литературе, автор телеграм-канала о школьной жизни.
Сочинение в 11 классе — обязательный для всех выпускников экзамен
и допуск к ЕГЭ по русскому языку. Его ввели четыре года назад.
Тогда разработчики заявляли: цель экзамена в том, чтобы привлечь внимание
к изучению литературы в школе и проверить уровень знаний
выпускников по этому предмету. Экзамен проводится ежегодно в первую
среду декабря (в этом году — 6-го). Каждый год в августе
на сайт ФИПИ появляются тематические направления, пять штук. В этом
году это:- верность и измена;
- смелость и трусость;
- равнодушие
и отзывчивость;
- цели и средства;
- человек и общество.
Как оценивают сочинение, за что ставят зачёт/незачёт
- раскрытия темы;
- аргументации;
- композиции работы;
- качества речи;
- грамотности.
Как правильно готовиться и что читать
Смысла и глубины в рассказах Чехова ничуть не меньше, чем в длинной прозе Льва Толстого или Гончарова. Поэтому по каждому из направлений небольшой список текстов — 3-5 (это можно сделать и накануне сочинения, если вы ничего не успели). Оптимально, если это будут рассказы, более-менее известные широкой аудитории. Например, к направлению «Цели и средства» хорошо зайдут «Ионыч» и «Крыжовник» Чехова, «Господин из Сан-Франциско» Бунина, «Матрёнин двор» Солженицына. Следующий шаг — прочесть тексты, если сходу не понимаете, как они соотносятся с выбранным направлением (можно ещё посмотреть лекции Дмитрия Быкова или выпуски программы «Игра в Бисер»).
Ещё один важный аспект подготовки — практика. Тренируйтесь писать тексты в формате итогового сочинения: считайте слова, проверяйте, соответствует ли ваш текст теме (так, если вас спрашивают о том, должен ли человек нести ответственность за свои поступки перед обществом, а вы пишете о прелестях социофобии, — это будет явно не в кассу), оцените, насколько корректны аргументы.
Помните, что «незачёт» можно получить за композицию и качество письменной речи. Поэтому:
- структурируйте текст
(разбивайте его на понятные абзацы, пусть абзацы будут сопоставимыми
между собой по размеру. Если видите, что огромный абзац соседствует
с ультракоротким, — исправьте);
- избегайте клише
и канцеляризмов, это пригодится и на сочинении в ЕГЭ
по русскому (понять, что такое языковые штампы, могут помочь книги
Корнея Чуковского «Живой как жизнь» или Норы Галь «Слово живое
и мёртвое»).
Что делать прямо на экзамене
2. Продумайте тезисы. Желательно не меньше трёх. Тогда вам будет проще логично выстроить работу и подобрать аргументацию. Например, к теме «Чем опасно равнодушие» можно составить такие тезисы:
- равнодушный человек
становится чёрствым, холодным, неспособным помочь другим;
- равнодушие провоцирует
замкнутость людей, делает их одинокими;
- равнодушные люди могут
закрывать глаза на откровенное зло, срабатывает принцип «моя хата
с краю».
4. Продумайте вступление и заключение. По объёму идеально, если вступление и заключение вместе будут составлять треть сочинения. Во вступлении можете написать о своём понимании темы, о значении входящих в неё слов (если вспомните подходящие цитаты или афоризмы — тоже пишите). В этом плане легче всего написать вступление к темам типа «Как вы понимаете выражение…?». Заключение — подведение итогов, пересмотр уже написанного, ваши выводы. Сформулировать их надо как можно чётче.
5. Следите за объёмом (союзы и частицы тоже считаются). Идеально, если итоговая цифра перевалит за 350. Но даже если будет 250 — не так страшно, а вот за 249 уже будет выставлен «незачёт». То есть даже одного недостающего слова достаточно, чтобы повторить написание сочинения в феврале, а то и в мае (именно тогда сочинение можно переписать, если получили «незачёт»).
6. Не забывайте о структуре текста. Тут хорошо могут помочь вводные конструкции. Конечно, можно написать сочинение и без них, но тогда оно не всегда будет логичным. Использование слов типа «таким образом», «итак», «следовательно» и им подобных облегчит процесс структурирования текста. Логическая структура «тезис — аргумент, тезис — аргумент» ещё никого не подводила.
Что делать точно не надо
2. Приводить примеры из малоизвестных текстов. Ассирийская поэзия или современная норвежская драматургия — это круто, но вряд ли кто-то ещё (кроме вас) знает об их существовании. Сюда же относятся примеры из кинофильмов и видеоигр — на сочинении требуют литературные источники.
3. Не считать слова.
4. Приводить примеры из текстов, которые вы плохо знаете. Лучше прочесть по три рассказа Чехова, О. Генри и Сэлинджера и привести примеры оттуда, чем мучиться, вспоминая эпизоды трусости в «Тихом Доне» или милосердия в «Идиоте». Или привести примеры из любимых книг. Так вы хотя бы точно не напутаете имена героев и не переврёте текст произведения.
«Зачёт» на итоговом сочинении — это допуск к ЕГЭ по русскому языку. А вот чтобы учитывать итоги сочинения при поступлении, в вузах сочинения должны перепроверять. Учитель словесности и доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Михаил Павловец как раз перепроверял сочинения в том году и нашёл 6 причин, почему итоговое сочинение на самом деле никому не нужно.
Иллюстрации: iStockphoto (G_B_R_Jo, jossdim)
Источник: https://mel.fm/kak-sdat/6047158-final_essay?utm_source=newsletter05.12&utm_medium=email&utm_campaign=December