31 янв. 2013 г.

С.Я.Маршак "Двенадцать месяцев"


Валерий! Прочитай сказку С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». Подумай и ответь на предложенные вопросы. Перескажи пьесу сжато. Подготовь выразительное чтение понравившегося эпизода.


Теория литературы.
Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.
Основные признаки:
·         наличие афиши (списка действующих лиц),
·         диалогов и монологов (при отсутствии авторского повествования),
·         деление пьесы на действия, картины, наличие кратких ремарок.

Вопросы.
1.       1.  Назовите запомнившихся вам героев сказки.
3.       2.  Кто из героев и почему вызвал у тебя  симпатию.
4.       3. . Какие герои, как тебе  показалось, заслужили наказание?

Обратись к тексту пьесы. Найди  указанные эпизоды. Поработай с ними по вопросам.

Чтение и анализ диалога  Падчерицы и Солдата (картина первая):
      1. Что каждый из героев делал в лесу?
      2. О какой истории рассказывает Солдат девушке?
      3. Как раскрывается характер Падчерицы в первой картине?
      4. Какие наблюдения помогли вам сделать выводы об образе героини?
      5. Какие особенности речи характеризуют Солдата и Падчерицу?
      6. Что вы узнали о юной Королеве из разговора двух героев?

 Чтение и анализ диалога Профессора и Королевы (картина вторая):
      1. Как раскрывается характер Королевы в разговоре с Профессором, в ее поступках, отношении к окружающим?
      2. Докажите, что Королева часто бывает не права.
      3. Сопоставьте образы Падчерицы и Королевы. Чем можно объяснить разницу в их характере и поведении?

  Чтение и анализ монолога Старухи о ее отношении к Падчерице (картина третья):
      1. Проиллюстрируйте на примерах из текста, как мать и дочь относятся друг к другу и к Падчерице.
      2. Перечитайте ремарки (пояснения автора) третьей картины. Объясните, как через ремарки раскрывается авторская оценка происходящего, психологическое состояние героев.

Действие второе, картина первая. Сцена встречи и разговора Падчерицы и Двенадцати месяцев. 
      1. Что мы узнаем от месяцев о девушке?
      2. Как Падчерица ведет себя в лесу?
      3. Почему месяцы симпатизируют героине?
      4. Как раскрываются образы месяцев?

Действие третье, картина первая. Сцена разговора Января и гостей, приехавших в лес за летними дарами к новогоднему столу.
      1. Почему месяцы решили помочь Падчерице?
      2. Как меняется в зависимости от ситуации поведение Старухи и ее дочери? Докажите, что финал пьесы, в котором Старуха и ее дочь превращены в собак, закономерен.
      3. Какие уроки получили герои сказки? Докажите, что каждому воздалось по его заслугам.