19 февр. 2016 г.

Тренировочный тест за 1 полугодие

Валерий! Выполни тестовые задания.


Прочтите текст и выполните задания 2-14.
 1)На фронте была своя война, а в деревне — своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг.2) Стирали в кровь плечи, сбивали ноги, надрывали животы.3) Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.  4)И вот тогда они требовали от Настасьи:
— 5)Читай письмо!
6)Настасья, большая и сильная, поднималась на локте и хриплым голосом — в который раз! — начинала читать:
—7) «Здравствуй, жена моя Настасья!..»
8)И бабам чудилось, что в письме написано: «Здравствуй, жена моя Нюша!» или: «Здравствуй, жена моя Ольга!»9) Это их мужья здороваются с ними.10) Это их мужья были живы и здоровы. 11)И не нравился им филичевый табак: «Куришь, куришь — никак не накуришься!»
12)И не повезло с портянками: снимались по тревоге, забыли сунуть в вещмешок.13) Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. 14)И, снова впрягаясь в плуг, они говорили:
— 15)У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом.
16)Поздно вечером обязательно кто-то стучал в окно Настасье:
—17) Отвори!
— 18)Что тебе, соседка?
—19) Дай почитать письмо.
20)Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне.
21)Сидя над письмом в кружочке, высвеченном керосиновой лампой, соседка успевала и поплакать, и посмеяться, и утешиться, и утешить хозяйку.
—22) Ты не расстраивайся из-за портянок. 23)К зиме обязательно новые выдадут. 24)Я знаю...
 25)И так продолжалось долго.26) Из других деревень приходили почитать Настасьино письмо.27) А мужа Петра Васильевича уже не было в живых...
28)Сейчас это письмо лежало на столе перед бабой Настасьей, словно только что пришло от мужа.29) А раз пришло письмо — значит, он жив.
 30)Только очень далеко от дома. 31)И пишет он, живой, про обычные житейские вещи: плохой табак и про забытые впопыхах портянки...
32)Но потом бабе Настасье показалось, что она держит в руках не свое письмо, а чужое, полученное от живого мужа соседкой и данное ей на время, для утешения.
 33)Она отвела глаза от письма и увидела ребячьи штемпеля на половицах, но не рассердилась.34) Эти ребятишки вечно что-то собирают — то лекарственные травы, то колоски. 35)Теперь они ищут реликвии.
 34)А письмо им не подошло, потому что им, ребятишкам, невдомек, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не писал: «Умрем, но не отступим!» 35)Ну и слава богу, что не нужно детям это письмо, что живут они хорошо и не требуется им утешения.36) И теперь не бьют почтальона, и нет такого положения, чтобы на всю деревню была одна только весточка.
37)Баба Настасья вздохнула. 38)И аккуратно сложила старое фронтовое письмо по складкам, чтобы получился треугольник.
39)Потом ей стало душно, и она заковыляла к двери. 40)Вышла на крыльцо. 41)Было уже совсем темно. 42)В разных уголках густой мягкой тьмы поблескивали огни деревни.
 43)Тут хлопнула калитка, послышались голоса, и баба Настасья увидела три приближающиеся фигурки: это ребята возвращались за письмом солдата. 44)Она вздохнула и почувствовала бесконечно родной и знакомый запах.
45) Он проникал внутрь, разливался по телу, и с каждым вздохом бессилие старой женщины как бы растворялось, теряло свою гнетущую тяжесть. 46)Это был запах сырой весенней земли — запах пашни, похожий на запах окопа.
(по отрывку из рассказа Ю.Яковлева «Реликвия»)

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему бабы просили у Настасьи прочитать письмо мужа?»
1)На фронте была своя война, а в деревне — своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг.
2)Это их мужья были живы и здоровы.
3)Настасьино письмо грело серолицых, осунувшихся подруг, прибавляло им сил.
4)У них окоп пахнет пашней, а у нас пашня пахнет окопом.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ.
1)Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнем.
2)В разных уголках густой мягкой тьмы поблескивали огни деревни.
3)Это был запах сырой весенней земли — запах пашни, похожий на запах окопа.
4)А письмо им не подошло, потому что им, ребятишкам, невдомек, что стояли твердо и погибали в бою и те, кто не писал: «Умрем, но не отступим!»

4. Из предложений 39-43 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -З-, если после неё следует ЗВОНКИЙ согласный».

5. Из предложений 20-23 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН, если в них  есть приставка, кроме НЕ ».

6. Замените разговорное  слово ВПОПЫХАХ в предложении 31 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание ХРИПЛЫМ ГОЛОСОМ (предложение 6 ), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 5.

9. Среди предложений 43-46 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.
Настасья,(1) большая и сильная,(2) поднималась на локте и хриплым голосом — в который раз! — начинала читать:
«Здравствуй,(3) жена моя Настасья!..»

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже сложном предложении из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифры, обозначающие запятые между его частями, связанными сочинительной связью.
Такая это была пахота,(1) что в конце полосы в глазах становилось темно,(2) и тяжелая кровь начинала звенеть в ушах, (3)и падали бабы на землю,(4) как солдаты под огнем.