10 нояб. 2012 г.

Н.А. Некрасов "Крестьянские дети"


Валерий! Прочитай сообщения  и ответь на вопрос «Почему Н.А.Некрасов пишет о крестьянских детях?». Подготовь ответы на вопросы.
Прочитай стихотворение Н.А. Некрасова "Крестьянские дети"

Сообщение 1
Родившись в дворянской семье, Некрасов почему-то пишет стихотворения о крестьянских детях. 
«Грешнево лежало отнюдь не «в неведомой глуши». Здесь Некрасову, народному поэту, крепко повезло. Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до времени не ехал, а, так сказать, сидел натней, Русь же ехала и – ещё больше – шла перед ним. 
«Костромская почтовая дорога ( луговая),- описывали её в середине 19 века военные статистики Генерального штаба, - идет от Ярославля по левому берегу реки Волги по ровным и низменным местам и близ села Борок входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до границы губернии этим трактом считается 45 вёрст, в пределах губернии находится одна почтовая станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошади содержится 20, а повёрстная плата по 1, 0,5 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна». 
Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих мест. 
«Сельцо Грешнево, - вспоминал сам поэт, - стоит на (трактовой) низовой ярославско-костромской дороге…барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства». «Всё, что по ней шло и ехало и было ведомо» - и это дни, месяцы и целые годы».
Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом воплотил все увиденное, запечатленное в своих произведения.

Сообщение 2. 
Из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич. 
«…За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участи в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…»

Сообщение 3. 
-Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян
Николай Скатов в своей статье о Некрасове писал следующее: 
«…Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. «Отношения мои к грешнёвцам были такие: 
…Благодарение Богу, 
Я совершил ещё раз 
Милую эту дорогу, 
Вот уж запасный амбар, 
Вот уж и риги…как сладок 
Тёплого колоса пар! 
-Останови же лошадок! 
Видишь: из каждых ворот 
Спешно идёт обыватель. 
Всё-то знакомый народ, 
Что ни мужик, то приятель. 
Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая короткость». 
Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым непосредственным, домашним образом знал, приятельствуя, часто одних и тех же людей в разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда – позднее – и вмешиваясь. И помогая. 
И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве. <...>
Некрасов сочувствовал тяжелой жизни крестьян.

Вопросы по содержанию стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети».
1. Знакомы ли вам эти строчки? 
2.Этот отрывок взят из большого стихотворения «Крестьянские дети». 
3. Как зовут мальчика? Сколько ему лет?
4.Как выглядит мальчик?
5. Проследите за сменой настроения автора, какие чувства испытывает автор от встречи с детьми?
6. С чего начинается стихотворение?
7.Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. 
8. Каково было сразу поведение детей?
9. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?
10. В начале стихотворения не говорится о том, что имя собаки – Фингал. Рассказчик стал командовать своей собаке «выкидывать штуки». Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену: ( найти в тексте) 
11.Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.
12. Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен такой рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?

 Повторение и закрепление пройденного. 
1. Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? 
2. Принадлежит ли сам автор к крестьянам? 
3. Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?